Если вы из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана или Грузии — и задумываетесь о создании собственного сервиса приема онлайн-платежей, вы пришли точно по адресу. В этих странах спрос на онлайн-платежи и eCommerce растет стремительно, особенно в последние 3–5 лет. Рынок еще не перенасыщен, что дает отличные возможности для новых поставщиков платежных услуг.
Почему сейчас хорошее время?
Электронная коммерция активно растет во всех странах региона:
Казахстан
В 2023 году рынок eCommerce превысил 5,3 млрд долларов США (PwC Казахстан).
Узбекистан
Объем eCommerce превысил 1 млрд долларов (Retail Loyalty).
Кыргызстан
Ожидается рост до 595 млн долларов к 2028 году (NewsCentralAsia).
Покупатели переходят на онлайн-оплату, в том числе с использованием мобильных кошельков. В Узбекистане, например, доля наличных платежей в 2023 году снизилась с 66% до 62% (daryo.uz), а в Казахстане — уже более 80% транзакций совершается безналично (PwC Казахстан).
С чего начать?
Первое, с чего стоит начать новичку на рынке — определиться с тем, какие платежные методы подключать в первую очередь.
В мире существует множество способов оплаты: банковские карты, электронные кошельки, криптовалюты, ваучеры, мобильные платежи и т.д. Но на старте важно не количество, а релевантность. Вам нужно поддерживать те методы, которыми действительно пользуются покупатели в вашем регионе.
Какие платежные методы сейчас популярны в регионе?
- Карты: VISA, MasterCard, UnionPay
- Локальные методы: Wooppay, Kassa24, YurtaPay
- Мобильные кошельки: Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay (в 2021 году — 18,8 млн транзакций на 104 млрд тенге, profit.kz)
- Альтернатива P2P — система мгновенных переводов по номеру телефона (СМП)
- Карты: Uzcard (65,7%), Humo (34,3%) (fintech-retail.com)
- Локальные кошельки: Click, Payme, Apelsin
- Мобильные кошельки: Apple Pay, Google Pay и др. — планируются к запуску (gazeta.uz)
- Карты: VISA, MasterCard, ЭЛКАРТ
- Локальные кошельки: Umai, Элсом
- Карты: VISA, MasterCard
- Локальные кошельки: Alif Pay, Корти Милли
- Карты: VISA, MasterCard, UnionPay
- Локальные методы: eManat
- Карты: VISA, MasterCard, American Express
- Банковские приложения
- Apple Pay и Google Pay доступны и активно используются (support.apple.com)
Рекомендации от практиков:
Начинающему PSP важно сфокусироваться на следующем:
- Поддержка банковских карт — это основа. VISA и MasterCard популярны везде, UnionPay — в определенных нишах.
- Подключение локальных методов — для максимальной конверсии. Важно учитывать платежные привычки и доступные интеграции: например, в Казахстане стоит обратить внимание на такие методы, как Wooppay, Kassa24 или YurtaPay.
- Готовность к мобильным платежам — Apple Pay, GPay и Samsung Pay активно растут в использовании.
Не зацикливайтесь на Европе
Многие новички пытаются ориентироваться на данные по платежным методам в Европе или США, где популярны PayPal, SEPA, Klarna, Giropay и т.д. Но в Центральной Азии, на Кавказе и в СНГ картина совершенно иная. Поэтому для успешного запуска важно работать с актуальной локальной статистикой.
Итог
На старте сосредоточьтесь на:
- Подключении банковских карт (VISA, MasterCard)
- 1–2 самых популярных локальных методах
- Интеграции с мобильными кошельками (если они уже доступны)
В следующих частях мы разберем:
- Часть 2: какую бизнес-модель выбрать — процессинг или агрегатор
- Часть 3: как выбрать платежную платформу и не потратить лишнего
Эта статья основана на опыте компании eComCharge, которая с 2011 года помогает PSP по всему миру запускать свои сервисы на white-label платформе beGateway. Если вы хотите быстро выйти на рынок с готовым продуктом — мы будем рады помочь.